Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Анализ воспитательной работы МАОУ Вагайская СОШ на 2015-2016 уч.год

Воспитательная система школы, в основном,  направлена на формирование социально-политической, коммуникативной и социально-культурной компетенций.
Воспитательной темой школы в 2015-2016 учебном году явилось освоение новых педагогических технологий с целью создания благоприятной воспитательной среды, способствующей формированию нравственной,  физически здоровой личности, способности к творчеству и самоопределения.
Исходя из темы, были продуманы  основная цель и  задача воспитательной работы.
Цель – выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью, воспитывать внутренние качества, развивать их душу, ум, здоровье.
Задача —
— На основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений и желаний, создать максимум условий для мягкого управления физическим, интеллектуальным, нравственным и духовным развитием и саморазвитием школьников.
На основе программы развития воспитательной компоненты в ОУ в воспитательном процессе использовались следующие направления:

  1. Гражданско-патриотическое воспитание
  2. Профилактика правонарушений и преступлений, профилактика безнадзорности и беспризорности;
  3. Правовое воспитание и культура безопасности
  4. Нравственное и духовное воспитание;
  5. Социокультурное и медиакультурное воспитание
  6. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
  7. Интеллектуальное воспитание;
  8. Здоровьесберегающее воспитание;
  9. Культурологическое и эстетическое воспитание;
  10. Семейное воспитание
  11. Экологическое воспитание;
  12. Профилактика дорожно-транспортного травматизма;
  13. Формирование антикоррупционного мировоззрения
  14. Работа ученического самоуправления: развитие форм и методов работы;

Воспитательная работа школы охватывала весь педагогический процесс, интегрируя учебные знания, занятия в объединениях дополнительного образования, экскурсионную деятельность, внеклассные и внешкольные мероприятии.

  1. Гражданско-патриотическое воспитание

Ежемесячно каждым классным руководителем запланированы мероприятия, которые формируют у учащихся представления о ценностях культурно — исторического наследия России, развивают нравственные представления о долге и чести перед Отечеством и т.п.
В школе прошли месячники патриотического воспитания (декабрь,февраль, апрель-май). Проведена масса конкурсов и акций, посвященных  памятным  датам. Например, акция «День Героя», «День неизвестного солдата», конкурсы рисунков «День защитников Отечества», конкурс патриотической песни «Прикоснись к подвигу сердцем», военно-спортивная игра «Зарница», «Граница», состязания «Русский парень в огне не горит» и другие.
Был разработан и утвержден план мероприятий совместно с Советом ветеранов. В течение учебного года проходит акция «Ветеран живет рядом». Учащиеся 5-1-0 классов, входящие  в состав тимуровских отрядов,  оказывают шефскую помощь закрепленным за ними ветеранам ВОВ, работникам тыла и престарелым, приглашают ветеранов на классные часы, организовывают поздравительную почту. Волонтеры регулярно посещают Вагайский дом-интернат с концертами к праздникам.  В феврале, мае и июне проходят Единые Уроки мужества. Работает музейная комната «Память». Состоялась так же встреча с участником ликвидации аварии в Чернобыле Колычевым В., который тоже провел урок мужества в честь юбилейной даты со дня трагедии.
В декабре 2015г в школе прошла Декада правовых знаний, в рамках празднования Дня конституции. Тематические классные часы «Я – гражданин своей страны», интеллектуальные игры, заочные викторины, интеллектуальные марафоны, конкурсы по правовой тематике. Были организованы выставки рисунков и написаны сочинения на заданную тематику. Кроме этого был проведен ряд мероприятий посвященных Международному Дню Единства и Дню Толерантности. Ребята из 9-10 классов участвовали в областном конкурсе стихов «Выборы – это ваш выбор» ,в котором ученица 10 класса Гайдукович Е. заняла призовое место.
В День молодого избирателя был па организована встреча 10-11-классников с секретарем предвыборной комиссии Вагайского сельского поселения Русаковой Т.А.
Прошел ряд различных мероприятий, посвященных 85летию Омутинского района. Учащиеся, педагоги и  родители активно принимали в них участие (конкурс рисунков «Край любимый, край родной», конкурс сочинений «Мы гордимся тобой, Омутинский район, конкурс литературно-музыкальных композиций «85летию района посвящается»).
Отличившимися педагогами в работе по данному направлению стали Артемьева Я.Н, Коротаева И.А., Горлатова Л.В.
Особое внимание  уделяется профилактическим мероприятиям в сфере экстремизма терроризма: проведены классные часы, классные родительские собрания,  рейдовых мероприятий с участием педагогов и волонтеров школы.
2 – 3. Профилактика правонарушений и преступлений, безнадзорности и беспризорности, правовое воспитание и культуры безопасности реализовываются в школе через работу классных руководителей, социального педагога и психолога.
Данная работа среди учащихся носит в школе систематический характер.
На начало года в группе особого внимания состояли  14 человек, на конец года – 9.
Еще в сентябре все дети, стоящие на контроле были определены в кружки и секции, для каждого был определен наставник. Были разработаны индивидуальные планы реабилитации. На протяжении всего учебного года ведется постоянный контроль за посещаемостью и успеваемостью, внеурочной занятостью учащихся группы контроля. Проводилась индивидуальная работа с учащимися и их семьями. Классными руководителями были заведены тетради индивидуальной работы, где отмечалась проведённая работа, её результаты, посещаемость семей, планировалась дальнейшая работа.
Осуществлялась взаимосвязь администрации школы, ученического Совета школы, Совета профилактики школы, службы медиации, специалистов системы профилактики школы и района, специалистов областной больницы № 16, ЦСОН, КДН, ПДН. В ноябре состоялся Единый день профилактики правонарушений и преступлений. Среди 7 классов проведены классные часы с приглашением старшего помощника прокурора Костиной Н.В., с детьми, входящих в группу по реабилитации работали сотрудники ЦСОН, инспектор ПДН Ячменев С.
Так же как и в прошлом году была продолжена работа по реализации мероприятий по профилактике употребления ПАВ, табококурения и алкоголизма в молодежной среде ( областная программа «Это должен знать ваш ребенок»), программа по профилактике экстремисткой деятельности, гармонизации межэтнических отношений, недопущениию проявления фактов национализма и ксенофобии среди несовершеннолетних.
Ежеквартально проводилась работа среди родителей и учащихся по профилактике суицида и суицидального поведения с привлечением специалистов из Омутинского реабилитационного центра.
Осенью и весной состоялись дни детского телефона доверия. В ноябре 2015г прошел Всероссийский день правовой помощи детям. В этот день состоялись классные часы, ролевые игры «Мои права и обязанности», круглые столы.
4-6.Социокультурное, медиакультурное, нравственное и духовное воспитание. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству.
В учебном году уделяется большое внимание воспитательному потенциалу каждого урока с целью активизации познавательного интереса учащихся, нравственного и духовного воспитания. С того года  в школе вместо  традиционных  предметных недель проходят предметные декады естественно-математического и гуманитарного цикла, декада начальных классов и творческая неделя, на которых дети раскрывали свои творческие потенциалы. Декады проходили организованно, чему способствовала четкая ее спланированность, активность участников, принявших участие в разнообразных видах игр, интеллектуальных турниров, олимпиадах, праздниках, открытых уроках поощряли благодарственными письмами и сувенирами.
Реализация творческих возможностей и способностей учащихся в рамках школы проходит при  проведении следующих праздников:
— Праздник 1 сентября – проходит традиционно во дворе школы, где на торжественной линейки присутствуют учащиеся всех классов. Праздник для первоклассников готовят старшеклассники, в чем выражается шефская помощь, и реализация их творческих способностей.
— Концерт, посвященный Дню Учителя и День самоуправления.
— Праздник «День Урожая». Проводится выставка плодов по различным номинациям, готовятся буклеты и газеты, выступления классов.
— Проведение «Осеннего бала» для начальной, средней и старшей школы проходил в очень теплой и дружественной обстановке.
— Праздник мам, посвященный Дню матери проводили сами дети для своих мам и бабушек. На празднике звучали стихи, песни о мамах, а закончился праздник веселыми конкурсами, в которых участвовали и дети, и мамы.
— Новогодний спектакль для малышей прошёл в нетрадиционной форме, были приглашены артисты из Омутинского ЦВР. Старшеклассники  же сами пишут сценарий и сами играют на сцене. Это позволяет сблизиться друг с другом и наладить дальнейшее сотрудничество.
— Празднование Дня Защитника Отечества.
— Празднование Дня 8 Марта – Мисс -2016
— Концерт талантливых и одаренных детей.
— Празднование Масленицы.
— Праздник Последнего звонка  для 9  и 11 классов (ребята продумали сценарий, не оставив без внимания никого из присутствующих, была представлена необычная постановка танца «Вальс».
Для четвероклассников был подготовлен выпускной, где их поздравляли с окончанием начальной школы.
Ежемесячно  проводятся беседы о нравственности, уроки вежливости.
В конце каждого месяца проводился проект «Чистый класс». В летний период все ребята с 5 по 10 класс участвуют в работе объединения «Овощеводы».

  1. Интеллектуальное воспитание;

В течение всего учебного года учащимся предоставляется возможность принять участие в конкурсах, олимпиадах различного уровня. Для развития своих интеллектуальных способностей для детей на базе школы работают кружки различной направленности (математика, журналистика, физика и др.) Благодаря работе учителей-предметников и классных руководителей многие учащиеся нашей школы стали призерами и победетилями различных конкурсов. Учащиеся активно принимали участие в школьных праздниках, выставках, предметных декадах.
8.Здоровьесберегающее воспитание
Постоянно ведется большая работа по формированию у детей потребности здорового образа жизни. Проводились школьные соревнования по волейболу и пионерболу, футболу и легкой атлетике, полиатлону. Ребята принимали участие в районных и областных соревнованиях по волейболу и минифутболу, баскетболу и полиатлону,  лыжных гонках, кроссу, кет-баскету. Регулярно привлекались и родители, которые участвовали совместно с детьми в Веселых стартах, в конкурсе «Папа, мама, я — спортивная семья», в проведении общешкольных мероприятий. В школе  проводились единые тематические классные часы, Дни профилактики курения, алкоголизма, токсикомании и наркомании, коллективно-творческие дела, посвященные Международному Дню без табака,  Всемирному Дню здоровья, Профилактика Туберкулеза, Дню борьбы со СПИДом. Систематически  организовывались круглые столы, просмотр  и обсуждение видеофильмов, совместные мероприятия по профилактике вредных привычек среди подростков с библиотекой школы, встречи со специалистами по проблемам бытовых отравлений, суицида,  наркомании и  алкоголизма, тематическая неделя «Здоровым быть здорово», дни здоровья.
В рамках всемирного дня здоровья в школе прошел фестиваль  ГТО, в котором каждый класс принял участие. В честь Дня Победы среди 9-11 классов состоялась легкоатлетическая эстафета.
При спортзале были оформлены и регулярно обновлялись стенды «Наши награды», а также текущая актуальная информация — рекорды школы, олимпийская страничка, нормы ГТО. Работает три раза в неделю тренажерный зал, который посещают мальчики и некоторые учителя. Так же, на базе школы  работаю секции от ФЦОР: футбол, волейбол, спортивные игры, лыжи.
При работе с родителями большое внимание уделялось проблеме физической подготовленности детей, недостаточной двигательной активности современных школьников, в связи с чем проводились учителями физкультуры беседы с родителями отдельных учащихся и выступления на родительских собраниях.
9.Культурологическое и эстетическое воспитание
Для реализации данного направления в школе были организованы кружки «Серебряные нотки», «Наш театр»,«Радуга», танцевальный кружок «Виктория». При Вагайском ДК работают хореографическая  и вокальная студии. Результатом работы, конечно же, являются концерты ко  дню пожилого человека, дню учителя, дню матери, новому году, 23 февраля, Учитель года-2016, проводам зимы, 8 марта, Дню победы, дню защиты детей, дню села. Учащиеся активно участвуют в смотрах художественной самодеятельности. В мае прошел отчетный концерт в рамках празднования дня славянской письменности.
На неделе творчества ребята показали свои способности в рукоделии, вышивке, вязании, аппликации, лепке и т.п. Многие ребята участвовали в конкурсах сочинений и рисунков областного и всероссийского уровня, в конкурсах поделок.
Кроме этого,в школе состоялся концерт Омутинской детской школы искусств совместно с советом ветеранов, посвященный стихам Юлии Друниной и произведениям П.И. Чайковского.

  1. Экологическое образование

Такие мероприятия как День Земли, открытие птичьей столовой, день прилёта птиц, операция «Скворечник», День леса, различные акции по уюту школы и озеленению школьного двора стали доброй традицией. Кроме того, в течении года ведутся кружки  экологической направленности.
Дети принимали участие:
— в экологических олимпиадах и занимают призовые места
-в фотовыставке «Экология души»
-в научной конференции «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой» —
-экологический форум «Зеленая планета»
— «Мы охраняем то, что любим» —
-областной конкурс рисунков «Чистая вода»
-конкурс ЧИР «Моя малая родина»
-литературный конкурс « Наш дом – Земля» и другие.
-конкурс рисунков «Птица Удод»
Ученический совет активно пропагандирует экологическое воспитание, поскольку это одно из актуальных направлений современной жизни.

  1. 11. Профилактика дорожно — транспортного травматизма

Ежеквартально проводилась акция «Внимание, дети!» в которой принимали участие классные коллективы совместно с инспектором ГАИ и линейной железнодорожной милиции. Во время этих акции были проведены классные часы по ПДД, беседы, викторины, интерактивные уроки, просмотрены фильмы, оформлены уголки безопасности.
Для детей до 12 лет созданы индивидуальные маршруты безопасного следования в школу и до дома. Ежемесячно ведется мониторинг.
Кроме этого дети участвовали в течении года к творческих конкурсах, таких как «Хранителям дорог посвящается», Конкурс  рисунков  и форум «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни», акция «Я — Грамотный Пешеход»
Ежемесячно проводятся инструктажи с регистрацией в журнал по ТБ на авто- и железных дорогах.

  1. Работа ученического самоуправления

.Члены Совета школы на заседаниях обсуждают  планы мероприятий, оценивают  прошедшие мероприятия. Силами учеников проводятся пятиминутки и благотворительные акции. Ребятами были организованы конкурсы «Самый поющий класс», «Гонки по вертикали», «Зимние фантазии», «Переменный марафон». Постоянно участвуют в районных акциях «День спонтанной доброты», «Обниму бесплатно», «Валентинка», «8 марта», «Меняю сигарету на конфету», «Дети-детям», «День Героя», «Георгиевская ленточка», а так же  проводят профилактику правонарушений в классах.

  1. Формирование антикоррупционного мировоззрения

С прошлого года данное направление воспитательной работы прослеживается ежемесячно у каждого классного руководителя. Так в школе проводятся Дни финансовой грамотности, ребята принимали участие во всероссийском он-лайн квесте «Я предприниматель», встречались со специалистами из области финансов. Работа по данному направлению будет продолжена в следующем году.
14.Организация методической помощи классным руководителям.
Для обеспечения успешной воспитательной деятельности в школе работает  МО классных руководителей, проводятся семинары со школьным социальным педагогом, проходят педсоветы по проблемам воспитания, консультации с психологом и специалистами социально-реабилитационного центра. В школе работает 20 классных руководителей. У каждого есть свои особенности в работе с классом, свои «излюбленные» темы, приемы работы. В этом учебном году  классные руководители очень ответственно подошли к работе по составлению плана воспитательной работы класса. Учителями были выявлены проблемы как отдельных учащихся, так и всего классного коллектива и выбрана основная цель воспитательной работы на год. Так, например, хорошо налажена работа с детьми по проведению внеклассных мероприятия у Коротаевой  И.А., Новиковой Т.И. , Артемьевой Я.Н., Карпенко Н.И., Платоновой Т.Л.. Учителя начальных классов провели открытые мероприятия по правилам дорожного движения, масленице, 23 февраля и 8 марта.  Хорошо отлажена система общения с родителями, экскурсионная работа у Карпенко Н.И. и Новиковой Т.И. Индивидуальный подход имеет в своей работе  Абдулаева Т.В.. (9б кл). Хорошую работу классных руководителей администрация школы всегда отмечает и премирует.
Исходя из вышесказанного, учитывая потребности учащихся и их родителей в необходимости развития воспитательной системы школы в 2016-2017 учебном году, необходимо учитывать следующие рекомендации:
— Дальнейшее усиление роли семьи в воспитании детей и привлечение родителей к организации учебно-воспитательного процесса, участию в работе семейного клуба;
— Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся;
— Создание условий для самореализации личности каждого ученика путем разнообразия внеурочной деятельности;
— Формирование в школьном коллективе детей и взрослых уважительного отношения к правам друг друга;
— Повышение эффективности работы по воспитанию гражданственности, патриотизма, духовности;
— Формирование у детей нравственной и правовой культуры;
— Усилить работу с трудными подростками, состоящими на внутришкольном учете, на учете в ПДН и КДН, а так же профилактику правонарушений в классах.
Выводы:
Каждый классный руководитель достаточно уделяет внимание каждому из направлений воспитательной работы, использует современные методы, индивидуальные способы работы. Даются открытые классные часы и родительские собрания. Однако связь учитель-родитель нужно укреплять, возможно, необходимо создать школу выходного дня, в которой будут принимать участие дети совместно с родителями.
Большое количество участников в конкурсах различного уровня, безусловно, говорит о положительной динамике воспитательной работы.