Модель работы педагога-организатора с ученическим самоуправлением в условиях модернизации системы образования.
В условиях модернизации образования перед современным образовательным учреждением стоят задачи улучшения качества образования, создание и позиционирование позитивного имиджа образовательного учреждения, удержание контингента учащихся.
Все эти задачи могут быть успешно решены старшим вожатым как куратором ученического самоуправления через выстраивание двухуровневой системы взаимодействия.
1 уровень-внутришкольный.
На сегодняшний день существует большое многообразие моделей ученического самоуправления, каждая из которых уникальна.
Такое положение вполне оправдано. Ведь каждая структура решает задачи управления уникального образовательного учреждения со своим контингентом, своими традициями, своей программой развития.
В самом общем вмде существующие структуры самоуправления можно свести к трем наиболее популярным моделям:
- «Монархическая»
Работу ученического самоуправления координирует один ученик выбранный ученическим сообществом. Каждое направление деятельности курирует также один из учащихся. Общее собрание руководителей секторов может присутствовать или отсутствовать.
2.«Парламентская»
Работу ученического самоуправления координирует совет руководителей разных направлений.
3.«Шефская» или «Старостат»
У этой модели нет разделения на сектора, работа строится непосредственно в классах. Если функцию руководителей выполняют старосты – это старостат. Данная модель эффективна на начальной стадии развития ученического самоуправления.
Если функцию руководителей классов выполняют старшеклассники, закрепленные за младшими классами – такая модель называется «Шефской», она эффективна для решения проблемы объединения классов школы.
Максимально эффективной сегодня признана двухуровневая модель ученического самоуправления с выходом в Управляющий совет школы.
При этом модель самоуправления класса, частично или полностью повторяет модель ученического самоуправления школы.
Направления деятельности секторов определяется индивидуально под управляющую команду (состав активистов образовательного учреждения), традиции и программу развития образовательного учреждения
При этом важно учесть, что в структура ученического самоуправления не реже чем раз в 3 года должна модернизироваться (пересматриваться функционал секторов, добавление, слияние, разделение секторов) сообразно потребностям развития образовательного учреждения.
2 уровень – внешкольный
Последовательно рассмотрим взаимодействие на каждом уровне.
Взаимодействие с вузами, в которые поступили выпускники ОУ, способствует формированию портрета выпускника. Такая форма взаимодействия, как профориентационные встречи студентов вузов и учащихся, помогает учащимся более качественно и психологически комфортно подготовится к поступлению.
Встречи со студентами колледжей, создание совместных проектов с ними способствуют формированию навыков практического применения знаний, являются формой системной работы по профориентации учащихся.
Взаимодействие с детским садом позволяет подготовить контингент для своего ОУ, сформировать у старших обучающихся ответственность и внимательное отношение к ученикам начальной школы, дает возможность почувствовать себя хранителем традиций своего образовательного учреждения.
Системная работа в триаде детский сад – школа – колледж, вуз создает разновозрастную сферу общения, что способствует социализации и социальной интеграции личности каждого учащегося.
Работа УС с учреждениями культуры и науки дает широкий спектр возможностей для ценностного формирования личности, активизации познавательной деятельности, а также для создания и реализации творческих и исследовательских проектов учащихся, совместных проектов учащихся и педагогов, учащихся и родителей.
Сотрудничество с домами ветеранов, детскими домами и другими социальными учреждениями – деятельностное воспитание отношения к старшим, к истории страны, к людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, формирование навыков эффективной коммуникации.
Взаимодействие УС органа управления образовательным учреждением с общественно государственными структурами позволяет вывести самоуправление на новый уровень, получить поддержку инициатив школьников.
Таким образом, для каждого ученика вожатый через ученическое самоуправление создает социально-полезные связи, спектр возможностей за пределами образовательного учреждения и внутри него.
Систему взаимодействия УС с конкретными примерами по каждому направлению вожатый представляет на сайте образовательного учреждения, в школьных СМИ.