Решаем вместе
     
   
   
     
                       Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?                               Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!                
     
                     
   
 

Страница дефектолога

Зачем дефектолог в школе

Цели, которые ставит перед собой учитель-дефектолог:

Ориентируясь на цели, специалист по работе с детьми решает следующие задачи:

Занятия с детьми строятся на основе применения определенных методик и приемов. Выбор той или иной методологической программы зависит от специфики имеющихся особенностей развития у учащихся. Проводит консультации и беседы с родителями детей, которые находятся у него на занятиях.

******************************************************************************************************

Функции педагога-дефектолога:

Проводит детальное обследование ребенка, исходя из которого диагностирует его способности к обучению. Если отклонения в развитии выявлены, организуется работа, направленная на максимальное восполнение и восстановление недостатков в развитии. Проводит занятия, целью которых является развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и т. д.). Развивает коммуникативные способности детей. Развивает кульминационный вид деятельности для ребят определенной возрастной категории. Так, для компенсации в развитии дошкольников дефектолог делает упор на чтение, письмо и т. д.

Работа дефектолога: организационные принципы.

Для диагностирования нарушений развития, их коррекции и восстановления используется комплексный подход, в основе которого лежит принцип единства диагностики и коррекции. Работы по диагностике представляют собой неотъемлемую часть комплексного изучения ребенка специалистом. Обстановка при проведении обследования должна быть благосклонной, дружественной, без постороннего шума и третьих лиц, диалог – в спокойном тоне. Анализ нарушений в развитии проводится с применением этиопатогенетического подхода. Занятия с дефектологом носят дифференцированный характер. Для каждого отдельно взятого учащегося или дошкольника составляется перечень приоритетных направлений в коррекционной работе. При составлении плана занятий нужно учитывать возрастные категории и особенности индивидуального характера детей. Задача, которую ставит перед ребенком специалист, должна быть ему предельно ясна. Если ребенок нуждается в помощи одновременно двух и более специалистов, имеет место междисциплинарное взаимодействие врачей-педагогов. За каждым проблемным ребенком учитель-дефектолог осуществляет динамическое наблюдение, по результатам которого можно сделать выводы относительно эффективности проведения коррекционных работ по тем или иным методологическим приемам. Кроме того, систематически проводится соотносительный анализ состояния сформировавшихся учебных знаний, психического и физического развития ребенка.

******************************************************************************************************Мифы о работе дефектолога

Миф 1. По необъяснимым причинам у людей бытует мнение относительно того, что дефектолог специализируется на работе исключительно с детьми, которые имеют существенные отклонения психических и физических функций. Это не соответствует действительности. Он может оказать помощь любому ребенку, имеющему проблемы с успеваемостью. Дефектолог – это широкопрофильный педагог, умеющий правильно подобрать методику обучения для того или иного ребенка.

Миф 2. Занятия со специалистом в области дефектологии будут длиться вечно. Это далеко не так, точнее, это не совсем так. Если педагог работает со школьником, который имеет проблемы с успеваемостью и не обладает отклонениями психического и физического характера, то таким занятиям свойственен четко установленный срок. Наступает он тогда, когда учитель поможет ребенку заполнить пробелы.

Дефектолог и психолог: в самом общем виде задачу психолога в школе можно обозначить как психологическое сопровождение учащихся и психологическое обеспечение педагогической деятельности.

Педагог-психолог – специалист, который консультирует здоровых людей в ситуациях затруднения в различных сферах жизни (проблемы в учёбе, семейные отношения, отношения в коллективе, отношения между детьми и родителями, проблемы в общении, выбор жизненного пути, саморазвитие, конфликтные ситуации и многое другое)

К психологу обращаются люди, которые ощущают потребность что-то изменить, разрешить проблему и найти верный путь в жизни. Психолог готов быть рядом, когда вам тяжело. Это человек, обладающий профессиональной информацией, но без готовых ответов на все случаи жизни, ведь каждый случай индивидуален. Поэтому психолог лишь подскажет и поможет, а решение всегда останется за вами.

*****************************************************************************************************

Логопед и дефектолог: в чем состоят основные различия

Основные отличия дефектолога от логопеда состоят в следующем:

  1. Целевая аудитория.
  2. Дефектолог работает с особенными детьми, которые имеют определенные особенности развития в психическом и физическом развитии, а логопед – с абсолютно развитыми детьми, которые имеют проблемы с речью и произношением.
  3. Цель занятий. Дефектолог в школе стремится помочь ребенку научиться высказывать свои мысли, восстанавливает пробелы в знаниях, применяет меры по коррекции умственного развития.
  4. Логопед же работает только над развитием речевого аппарата и коррекцией речи. Ограничения в возрастной категории детей. Специалист дефектологии может проводить занятия и с совсем маленькими детками (начиная от 1 года), а вот с занятиями с логопедом спешить не стоит до исполнения малышу трехлетнего возраста. Кроме того, к логопеду может обратиться и взрослый человек. Дефектолог – широкопрофильный специалист. Профессия дефектолога близка, по своей сути, с профессией учителя, психолога, врача, логопеда, воспитателя детского сада.

******************************************************************************************************

Циклограмма учета рабочего времени учителя дефектолога на 2022-2023 учебный год  (20 часов)

Дни

недели

Виды работы Часы работы

Кол-во

часов

Понедельник 1 Подготовка к занятиям.

2. Индивидуальное занятие

3. Индивидуальное  занятие

4. Подгрупповое занятие

5. Индивидуальное  занятие

6.Подгрупповое занятие

Обед

Методическая подготовка, подготовительная, организационная(разработка программ, конспектов занятий диагностических карт)

Консультации с педагогами, родителями.

 

8-00- 9-00

9:00-9:25

10:20  -10:45

11-00  -11-30

12-20-12:45

13-15-  13-45

13-45 -14-15

 

14-15-16-00

 

 

 

 

4

 

 

 

 

Вторник  1 Подготовка к занятиям.

2. Индивидуальное занятие

3. Подгрупповое занятие

4. Подгрупповое занятие

5. Подгрупповое занятие

6.Подгрупповое занятие

7. Подгрупповое занятие

Обед

Консультации с педагогами, родителями.

Методическая подготовка, подготовительная, организационная (разработка программ, конспектов занятий диагностических карт)

 

8-00- 9-00

9-00  -9-30

9-30 -10-00

10-30 -11-00

12:20-12:50

12: 50-13:20

13:20- 13:50

14:00-14:30

 

 

14:30-16-00

 

 

 

4

 

 

Среда 1 Подготовка к занятиям.

2. Индивидуальное занятие

3. Подгрупповое занятие

4. Подгрупповое занятие

5. Подгрупповое занятие

6. Подгрупповое занятие

Обед

Консультации с педагогами, родителями.

Методическая подготовка, подготовительная, организационная (разработка программ, конспектов занятий диагностических карт

8-00- 9-00

10-00  -10-30

10-30-11-00

11-00 -11-30

12-20- 12-50

13-20- 13 50

13-50-  14-20

 

14-20-16-00

 

 

 

4

Четверг 1 Подготовка к занятиям.

2.  Подгрупповое занятие

3. Подгрупповое занятие

4. Подгрупповое занятие

Обед

6.Подгрупповое занятие

Методическая подготовка, подготовительная, организационная (разработка программ, конспектов занятий диагностических карт

Консультации с педагогами, родителями.

 

8-00- 9-00

09-00- 09-30

11:30 -12:00

11 -35- 12-05

12-50- 13-20

13-20- 13 50

 

 

14-20-16-00

 

 

 

 

 

4

Пятница 1 Подготовка к занятиям.

2. Индивидуальное занятие

3. Индивидуальное занятие

3. Подгрупповое занятие

4. Подгрупповое занятие

Обед

5. Консультации с педагогами, родителями.

Методическая подготовка, подготовительная, организационная(разработка программ, конспектов занятий диагностических карт

8-00   9-00

10-00  -10-30

11-20  11-50

13-20- 13-50

14-00- 14-30

 

 

14-30- 16-00

 

 

 

4

******************************************************************************************************

Положение об организации работы учителя – дефектолога

******************************************************************************************************

Перспективный план работы учителя дефектолога на 2022-2023 учебный год.

******************************************************************************************************

Перспективный план работы учителя дефектолога на 2021-2022 учебный год.

******************************************************************************************************